понедельник, 28 мая 2012 г.

К Вопросу О Занятиях Вокальным Искусством


Понятие «здоровый образ жизни» внедряется в общественное сознание с трудом, но упорно. Проблема нормализации веса – постоянная тема разговоров женщин и предмет спекуляций производителей пищевых добавок и тренажёров. Только голос почему-то не входит в «здоровый образ жизни»: им пользуются, как попало, пока он не отказывается служить, но и тут упование идёт только на лечение, но никак нена формирование новой речевой технологии, как составляющей «здорового образа». Если бы молодая учительница (или любой другой специалист, для которого голос является орудием труда и составляющейпрофессионального имиджа) потратила на голосовую гигиену хотя бы часть того времени, которое ежедневно тратиться на внешность – вопрос был бы исчерпан. Тем более, что технология есть и оченьпростая в применении.
Для понимания сути вопроса надо разобраться в том, чем отличается человек поющий, от человеканепоющего. Разумеется, мы будем иметь в виду, не пение в пьяной компании, а серьёзное исполнение вокальной музыки любого жанра и стиля. Главное отличие не в природных голосовых данных (они могут быть весьма скромными) и не в музыкальном развитии и обученности (они могут отсутствовать). Главное –в осознании голосовой функции, наблюдении за её работой, и коррекции (сознательной или интуитивной) покаким-то параметрам (осознаваемым или нет).
Любому нормальному человеку достаточно проявить внимание к какому-то виду деятельностии более-менее постоянно к нему это внимание возвращать и на нём удерживать, чтобы запустились процессы саморегуляции, самонастройки и самообучения. Причём, чем меньшая часть организма, участвующая в этом виде деятельности контролируется произвольно, тем успешнее идут эти процессы.В голосообразующем комплексе произвольному контролю подлежит только лицевая мускулатура и видимаячасть артикуляционных органов. Вся остальная, собственно голосообразующая часть регулируется глубинными структурами ЦНС и надёжно защищена от вмешательства «грубых рук сознания» [8]. На чем жеконцентрировать и удерживать внимание? На необычных и интереснейших ощущениях, сопровождающих процесс голосообразования, когда он выходит за пределы обычной бытовой спонтанной разговорной речи.То есть на отдельных или присоединяемых один к другому протяжных звуках, на которых и базируется любое пение. Эти ощущения, не возникающие в повседневной жизни, носят специальное название: «виброрецепция» (ощущения вибрации в разных отделах голосообразующего тракта), «барорецепция» (ощущения повышенного воздушного давления в воздухоносных полостях голосообразующего тракта) и «проприорецепция» (ощущения, поступающие от работающей мускулатуры, участвующейв голосообразовании прямо или косвенно). Поскольку на заре формирования вокального искусства, выяснить природу этих ощущений, и как-то их обозначить не было возможности, то профессиональные вокалисты всё это мистифицировали. В течение четырёх веков существования искусства пенияи вокальной педагогики стихийно возникли специальные названия этим ощущениям: «резонанс», «опора дыхания», «опора звука», «голос в маске», «пение на зевке», «звучание в куполе» и масса других выражений, отпугивающих обычных людей от работы над обычным голосом в целях его развития и охраны.Всё вышесказанное можно свести к простой формулировке: можно заниматься чем-то похожим на пение, ноне для пения, а для охраны и развития речевого голоса.
.
Для ответа надо взглянуть на так называемых академических вокалистов не с музыкальной,а биоакустической точки зрения. Что же они такое? Это люди, способные издавать очень громкие и оченьвысокие (по сравнению с речью) звуки, делать это ежедневно в течение десятков лет и при этом прекрасно себя чувствовать. Известно, что академические вокалисты сохраняют профессиональную певческую форму до 75–80 лет и отличаются здоровьем. Получается, что профессиональная технология этих людей уже отвечает критерию здоровьесбережения. Из взгляда с биоакустических позиций необходимо следует, что такая работа возможна только при наличии каких-то защитных механизмов. Эти механизмы известныи достаточно подробно исследованы и описаны [2,3,5,8,10,11]. Простые и эффективные приёмы их включенияи тренажа также разработаны и широко используются педагогами-музыкантами в обучении пению детейи взрослых [5,6].
Доказанным является, что во время определённой голосовой нагрузки (в академическом режиме и тольков нём) у человека вырабатываются эндогенные опиаты, что создаёт постоянно сопровождающий пение положительный эмоциональный фон. В результате у поющего формируется сверхценность – певческий голос, который оберегается всеми доступными средствами, прежде всего – здоровым образом жизни, автоматически присущим певцам, особенно в период обучения и в начале профессиональной деятельности.
Могут возразить: у них же голоса! Ответ: они же люди! И у них нет в организме ничего такого, чего не было быу каждого. Ну, может быть, у них чуть гармоничнее устроены глоточная полость и твёрдое нёбо. Но и этонеобязательно. По свидетельству, имеющемуся в мемуарной литературе, у великого русского певцаЛ. В. Собинова был весьма посредственный с точки зрения фониатрии голосовой аппарат, а у его родного брата С. В. Собинова, взявшего сценический псевдоним «Волгин» было идеальное певческое горло, при некрасивом тембре (амплуа «характерный тенор»). Где же голос? Как и любая функция – в мозгу. У любогочеловека можно сформировать новую координацию голосообразующих органов и натренироватьсоответствующую мускулатуру.
Дело за малым – понять, что голос это основное орудие труда, что он может отказать и лишить профессии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий